- Астрология
- (от греч. astron — звезда), в античности и средние века широко употреблявшийся термин для обозначения основанной на «влиянии» расположения звезд на земные явления предсказательной науки о небесных телах и светилах. Толкование расположения звезд и планет восходит к обожествлению многими первобытными народами небесных светил и связанному с этим мифолого-магич. мышлению, коренившемуся в слаборазвитой социальной практике. Это мышление проецировало психич. качества человека на природные явления и их взаимосвязи и отводило им место вышестоящих и потому божеств, сил. Путем такой субъективизации внешний мир оказывался всего лишь расшир. внутр. миром человека. Поэтому человек осознавался как микрокосмос, как некое подобие Вселенной, где он повсюду, также и включая социальную сферу, находил родств. и чуждое. Считалось, что природа в целом пронизана сетью фантастич. отношений, построенных на симпатиях и антипатиях. Каждое изменение в одном вызывает изменение в другом и побуждает к сочувствию (учение о симпатии). В эту систему включались также звезды, которых наделяли божеств, свойствами и которые, как олицетворения небесных сил, обладали особым могуществом. Например, составным элементом вавилонской астральной религии, к которой восходит вся последующая А., было узнавание воли звезд по их расположению. Этот культ, помимо того что дал небесным светилам имена богов, наделил их способностью предвидения и другими свойствами, намного пережившими вместе с именами саму религию. Абсурдность этой «секуляризованной» А. заключалась в том, что, несмотря на применение астрономич. инструментов, она оперировала знамениями как аксиомами, например, считалось, что Марс приносит несчастья, а Юпитер предвещает добро, в силу того что соответствующие вавилонские боги обладали такими свойствами. Систематизированная А. у вавилонян отсутствовала. Их предсказания, б. ч. которых сохранилось на глиняных табличках в Ниневии, сделаны на основе наблюдений за Солнцем, Луной и пятью планетами и знаменовали чуму, войну и пр. Эти предсказания относились либо ко всей стране, либо к одному царю (т. е. в то время еще не было индивидуальных гороскопов). В ранней и классич. Греции А. не признавалась. Ее победное шествие в Греции началось в эпоху эллинизма и было связано с Беросом из Вавилона и основанной им в 280 до н. э. астрологич. школой на Косе. Ее влияние вместе с другими ориентальными астральными религиозными направлениями распространилось в эпоху Империи по всей ойкумене. Эти религии, как и вновь подхвач. философами-стоиками учение о симпатии с его фаталистич. выводами, спо собствовали расширению влияния халдейских теорий. Этнический термин «халдей» (которым обозначались часто вавилоняне), пришедший с Ближнего Востока, в античные времена стал профессиональным назв. астрологов. Изгнанные сначала из Рима в 139 до н. э., они позднее приобрели такую популярность, что чуть ли не каждый др. житель обращался к их услугам. Большим влиянием в эллинистич. Египте пользовались религиозно-астрологич. труды Нехепсо-Петозириса (ок. 150 до н. э.) и ходившие по рукам книги, авторство которых приписывалось Гермесу Трисмегисту (1 — 3 вв. н. э.). На них основывались позднее антологии Веттия Валента (2 в. н. э.) и Фирмика Матерна (ок. 335). Птолемей охарактеризовал свой труд в 4 книгах (Tetrabiblos) как научный, хотя он, как позднее и Кеплер, основывался на астрологич. принципах. В этом труде А. предстает в систематизированном виде и увязывается с математич. астрономией, удовлетворяя тем самым запросы образованных слоев общества. Объектами А., кроме комет и затмений, являлись планеты (также Солнце и Луна), зодиакальные созвездия с их разнообразными толкованиями, составлявшие в своей многогранной взаимосвязи основу астрологич. предсказаний. Эти толкования относились как к странам в целом (универсальная А.), так и представляли собой индивидуальные гороскопы, исходившие из расположения светил в день рождения и предсказывавшие судьбу конкретного человека (индивидуальная А.). Наряду с ними существовала также катархальная А. (от греч. katarchein — начинать), преемница греч. оракулов, определявшая наиболее благоприятный момент для к.-л. политич. действия или частного дела. В этой связи Ювенал высмеивал, например, испрашивание астрологич. предсказания перед прогулкой, лечением и т. д. Авзоний считал, что ногти надо стричь в среду, в день Меркурия; бороду — в четверг, в день Юпитера; а волосы — в пятницу, в день Венеры. В этом якобы проявлялась «власть планет над временем». Кто из богов-планет «правил» первым часом суток, тот давал имя и знаменовал весь день (например, Solis, Lunae, Martis). Несмотря на противоборство с А. христианского вероучения и просвещ. мыслителей древности, она оказалась живучей, что подтверждает неиссякавший до Ср.-век. поток астрологич. комментариев и анонимных сочинений. Убедительные аргументы против А. были выдвинуты Карнеадом ок. 160 до н. э.: различная судьба близнецов, родившихся при одном и том же расположении светил, и одинаковая судьба потерпевших кораблекрушение, родившихся при разном расположении звезд и т. д. В наст, время А. как «пережиток мифологич. образа мышления», отчасти оправданного в условиях неразвитых обществ. отношений, отвергается совр. наукой как ложное учение.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.